19 Июнь 2007 г.

Путь Microsoft

Начав разговор о Google и неосознанных еще мною причинах привязанности к нему, хочу продолжить тему "человечности" компании с другой стороны. Для этого возьму за основу компанию Microsoft. Шикарная компания: огромный спектр разнообразной производимой продукции (имеется ввиду, что не только ПО они делают), простота осваивания их продукции, распространенность... Да что и говорить, я очень хочу там работать! Но... есть "но" которые портят всю радужность нарисованной картины.

Первая, серьезная для меня, несостыковка с идеологией Microsoft произошла в конце 90х годов. Я тогда был студентом. Написал первую свою программу для печати "платежек" на MS Access 95. Оформил ее, как полагается, для продажи через интернет, сделал страничку, регистрировался где только можно. Программу качали, ею пользовались, и я приступил к написанию ее второй версии. Ох я там и развернулся! Получилась просто "бомбовская" программа. И тут вышел MS Office 2000. Стал я пробовать, запустится ли моя программа под 2000м Access'ом? Нет, не запустилась. Начал копаться с переделками и увидел, что время, затраченное на переделки, превышает время разработки второй версии программы! Да ну в баню, такие дела! Писать, писать программу, чтоб потом ее фактически по-новой переделывать? Несерьезно это. А дальше что? Ну переделаю я в этот раз, они выпустят следующую версию офиса, и опять все по-новой переделывать? Я отказался от дальнейшего развития программы. Затем начал осваивать Visual Basic. На нем программировать было просто, и я был восхищен этим, но опыт с MS Access отложился у меня в мозгу, и я осторожничал с его широким использованием. Недолго я с ним баловался, т.к. компания выпустила .Net, и мои проекты опять стали не компилируемые! Опять куча переделок... Эмоции опустим, просто скажу, что тогда я решил более не связываться с инструментарием для программистов от Microsoft.

Много лет я провел, используя другие компиляторы, никак не соприкасаясь с инструментальным ПО этой компании. Пережил 5-6 переходов между версиями компиляторов, и за все время никогда не испытывал серьезных трудностей (даже и несерьезных практически не было) с переходами.

В последнее время многое изменилось, и я опять начал пробовать инструментарий программиста от Microsoft. Нет, я не собираюсь использовать MFC, WTL- как ни как, а на дворе уже 21 век. Я уже не буду марать свои белоснежные ручки, описывая класс окна, регистрировать его, создавать окно данного класса и прочее- я это делал еще во времена Windows 3.1. Поэтому попробовал .Net... и опять испытал облом в стиле 90х (см. выше). Мое личное мнение- набор классов жутчайший. Как будто его продумывал профессор-теоретик. И глюки... может, это я такой "везучий"? Но, тем не менее, я упорно постигал .Net, насилуя весь свой 15-летний опыт программирования. И вот недавно обратил внимание, что .Net из моей жизни вымыло, и я обосновался опять на ПО не от Microsoft. А я так хотел обучиться технологиям этой компании и устроиться там работать! Карма.

Итак, читатель, Вы осилили эти два абзаца не ради прочтения кусочка моей трудовой биографии. Должна быть какая-то поучительная (согласен, смелое и спорное прилагательное) мысль в конце. Потерпите еще чуть-чуть. Скоро начну нити мысли стягивать в один пучок. А пока еще набросаю несколько достоверных и наглядных фактов:

  1. Прочтите эту новость: Microsoft.com мигрировал на Windows Server 2008. С одной стороны- молодцы, здорово! А с другой стороны? Сколько лет им для этого понадобилось, чтобы разработать наконец таки тривиальный web-сервер (чай не космический корабль!)? Да лет 10, не меньше! И это крупнейшая софтверная компания в мире! Стыд и позор.

  2. Послушайте еще вот это: Николай Дударь рассказывает о библиотеках С++. Я обратил внимание на его рассказ о том, как они разрабатывали библиотеку на C++, в то же время делалась новая версия компилятора. Как у них из-за постоянных переделок в компиляторе библиотека постоянно не компилировалась. А почему для компиляции библиотеки они использовали компилятор, который даже не альфа-версия?! Второе, что смутило - слишком молодой парень, чтобы занимать такую ответственную работу. Дело не в возрасте, а в опыте, который приходит только с возрастом. Я считаю, что проекты должны возглавлять люди уровня Веселова и Садовского. Тем более, что речь идет о крупной компании, чья продукция используется миллионами людей.
  3. Евангелисты компании проявляют немалую активность, молодцы. Они азартны в продвижении продуктов компании в массы, но не реалисты. Их клич к провайдерам об организации хостингов на платформе Windows я считаю наивным. Почему? Арифметика проста: как они же пишут, такой хостинг будет стоить 20 баксов в месяц. Для сравнения, хостинг, на котором находится этот блог, мне обходится в 5 баксов. К тому же, в этой области много бесплатных или очень дешевых инструментов. Как говорится, "тут рыбы нет". Но у компании есть прекрасный способ добиться увеличения своей доли на рынке инструментов для организации хостинга. Проторенная дорожка- сделать либо весь инструментарий бесплатным, либо выпустить его Express-версию. Уверен, что Microsoft так и поступит в конце концов.
  4. Неоднократно в последнее время заманивали пользоваться их messenger'ом. Ну стоит от у меня уж как полгода. До сих пор ни одного контакта. Все мои друзья в аське сидят. И зачем тогда мне нужна эта программа? Притом, реально она не лучше аськи.
  5. У меня тут есть еще списочек недоумений по поводу Висты, Офиса и др. Я их оставлю за кадром - итак для флейма в комментариях материала достаточно.
И вот теперь, к чему я вел разговор. С одной стороны компания выпускает много всякого ПО, современного и на вид весьма аппетитного. Но с другой стороны от этого ПО исходит некий дискомфорт. Все какое-то нелогичное, словно компания вышивает красивые рюшечки и любуется ими. А больше рюшечки ни для чего и не нужны, кроме как любоваться ими. Так ведь?
По многим направлениям (ОС, ПО для офисной работы, браузеры) компания занимает лидирующие позиции. Программное обеспечение в этих областях развивается уже столь не активно как лет 5-7 назад- S-образная кривая развития явно вышла на верхнее платО. И теперь, чтобы занять чем-то высвободившуюся из этих неактивных проектов ораву программистов, и найти новые источники заработка, компания активно развивает другие направления своей деятельности. Это логично. У компании доля таких уже завоеванных и слабо развивающихся областей (рынков) постепенно увеличивается по отношения к новым или активно развивающимся рынкам. Неактивные, слаборазвивающиеся области характеризуются наличием стандартизации. Соответствие стандартизации требует от компании большей ответственности за свою продукцию. Ведь если есть несколько продуктов, соответствующих стандарту, то преимущество будет на стороне того, кто гарантирует в наибольшей степени соответствие стандарту, а также его дальнейшую поддержку. Таким образом, компания начинает "стареть". На ведущие позиции в компании выходят "старые зубры", которые опытны и "на зубок" знают стандарты, а не молодые и энергичные, которым не хочется, как "книжным червям", копаться в стандартах, а хочется двигать что-то новое, прогрессивное. Именно это и происходит сейчас с Microsoft. Компания находится в стадии перехода от юношества к взрослости. Послушайте, что говорит Веселов, Садовский (ссылки приведены выше). Они говорят об ответственности компании. Все это сопровождается увеличением бюрократии и сменой команд внутри компании (те, кто стоят у истоков компании, уходят).
В итоге "старение" не только Microsoft, но и других крупных игроков завершит бурное развитие рынка информационных технологий. Сейчас мы видим начало этого процесса, а конец мы вряд ли увидим- будем уж все на пенсии, не до этого нам будет. В конечном итоге, во всех областях информационных технологий будут приняты стандарты. Это сделает продажу, настройку и эксплуатацию ПО похожим на эксплуатацию, например, электрических бытовых приборов (фен купил, в розетку воткнул, кнопку нажал - суши волосы). Эту мысль уже не раз озвучивали. Я являюсь ее сторонником, но с поправкой, что это случится еще не скоро.
А что до меня и моей "невезучести" с ПО от Microsoft, то я не сомневаюсь, что как только компания "постареет", так начнет делать уже не рюшечки, а действительно простые, функциональные и удобные программы. Только я до этого времени не доживу.

Ярлыки: ,

Комментарии: 5:

Blogger Qualexander сказал(а)...

Сильно и по существу.
Хотя насчет Big Switch все же сомнительно...

19 Июнь 2007 г. 17:34  
Blogger Peter сказал(а)...

1. Про веб-сервер. Хорошо, конечно, Вы прошлись. Однако, я бы вспомнил, что реально хорошим IIS стал с версии 5, а шестой был очень хорошим. Седьмой уже прекрасный. Так что ответ на вопрос "сколько лет понадобилось чтобы написать веб-сервер" будет несколько другой. Веб развивается, развиваются веб-сервера и растут нагрузки. Это значит, что постоянно нужно делать новшества в том самом веб-сервере. Это причина, по которой появляются, появляются и появляются новые IIS'ы. А не потому что предыдущие были плохими. Они стали хорошими уже давно. И IIS почто постоянно становится лучше. Можно пойти на http://iis7.parking.ru и попробовать - пожалуйста.

3. Про хостинг за $20. Я что-то не помню, чтобы $20 анонсировалось как таргет. $20 - это цена аренды лицензии на Windows Server 2003 Web Edition, где можно запустить хоть десять тысяч сайтов. Это продукт для того, чтобы поставить его на физический сервер, который поставить в дата-центр к провайдеру. О ценах на Windows-хостинг отдельный вопрос. У того же Мастерхоста цена на Windows и на UNIX хостинг одинаковы и это тененция прослеживается и с другими провайдерами, так что я бы не стал говорить, что Windows хостинг дороже. Можно и UNIX хостинг найти за миллион - откройте тарифы Зенона,например. Или есть провайдеры, которые позиционируют себя как дорогие (Караван). А инструментарий для организации хостинга на Windows дешев - почитайте о программе лицензирования провайдеров SPLA. Более того, есть пошаговая инструкция "как сделать Windows-хостинг".

19 Июнь 2007 г. 18:04  
Blogger Даниил сказал(а)...

По поводу .net я с вами не согласен, такие заявления надо аргументировать лучше, на чем сейчас сами пишите или ушли в управление? Скажем так, после 2 лет работы в managed, в unmanaged world я возвращаться не хочу, все кажется костылями. Соглашусь только по поводу MS Office, последняя версия, которой пришлось пользоваться была 2003, на тексте в ~80 страниц, с неслишком сложным форматированием, падал каждые 5 минут, бесило нереально. После этого у меня на их офис аллергия и пользуюсь OpenOffice, по возможности.

Посматриваю ваш блог иногда, в постах отчетливо веет пренебрежительностью к молодым, лучше от этого избавляться, так как напоминает старческое ворчание. А когда компания постареет, у нее не хватит запала конкурировать с молодыми и напористыми, типа Гугла.

20 Июнь 2007 г. 13:00  
Blogger Alvo сказал(а)...

Даниил, я разработчик. От управленческой работы уклоняюсь- мне нравится кодировать. Про .Net у вас другой опыт, а у меня другой опыт по Office'у- на 80 страницах не падал никогда. А вот откуда берутся неудобства и рюшечки (за основу можете брать свои примеры, если с моими не согласны) и что будет далее написано в статье.

А на счет моего отношения к молодым специалистам вы правы. Имею немалый опыт общения с ними. Иногда их "запал" в миллионный раз так достает, что хочется как в старину выпороть, либо линейкой по пальцам.
Потому и начал этот цикл статей, чтобы быстрей в суть вещей входили.

20 Июнь 2007 г. 13:37  
Blogger Даниил сказал(а)...

Суть вещей субъективна, я сталкивался с людьми, которые были абсолютно оторваны от реальности и с высоким самомнением, чаще они были далеко не молодыми специалистами. Я к тому, что к людям нужно относится без пренебрежения, это часто вредит и мешает собственному развитию. Ваш блог буду продолжать читать;) По поводу офиса - на нем MS всегда обкатывала нововведения в интерфейсе.

21 Июнь 2007 г. 0:29  

Отправить комментарий

<< Главная страница